Методика

НЕПРИДУМАННАЯ ИСТОРИЯ.

Имя Виктора Федоровича Шаталова гремело по странам СССP в 70-80-ые гг. Именно тогда никому не известный учитель математики из Донецка обнародовал авторскую методику, до этого тщательно оттачиваемую на протяжении 13 лет.

Методика подтверждала: НЕОБУЧАЕМЫХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ, БЫВАЮТ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ.

В 1970 г. Шаталов В.Ф. начал обучать по экспериментальной программе 8 класс в средней школе N13 на Бульваре Шевченко в г. Донецке. За все предшествующие годы в этом классе не было ни одного отличника. Только девять ребят закончили 7-ой класс без троек, и, кроме того, за весь учебный год ни одному из учащихся ни по алгебре, ни по геометрии не было выставлено ни одной отличной оценки.

Что произошло дальше? Класс из 33 человек изучил полный курс школьной программы на 2 года, в вузы поступило 100% учеников, 17 из которых все годы обучения получали повышенные стипендии.

Так в советское время начала распространяться слава о педагогическом эксперименте, о феномене Шаталова. Секрет успешного обучения былых двоечников кроется не более чем в методике, — утверждает Виктор Федорович, и это влечет за собой волну повышенного интереса. Донецк становится педагогической Меккой: ежедневно в коридорах донецкой средней школы можно встретить несколько человек, приехавших сюда из самых дальних уголков, чтобы перенять опыт. В годы пиковой популярности Шаталов собирает полные телевизионные залы в Концертной студии Останкино. К счастью, раритетные записи сохранились и дают нам возможность понаблюдать за необычным (как в советские годы, так и сейчас) подходом к обучению.

Тем временем Шаталов углублял и совершенствовал свою систему, продолжал сочетать преподавание в школе с научной и исследовательской работой. В 1987 г. НИИ методов обучения АПН СССР в Донецке назначило его заведовать лабораторией проблем интенсификации учебного процесса. Эффективная система обучения, построенная на базе педагогики сотрудничества, стала результатом его многолетней исследовательской работы.

Именно система Шаталова когда-то позволила проходить полный курс общего среднего образования за 9 лет при 5-дневной учебной неделе и общей нагрузке не более 30 уч. часов. Преподаватель доказывал возможность усвоения любым школьником учебного материала на уровне «четверки и пятерки». У детей возникало желание учиться; двойки, жалобы родителей, прогулы и второгодничество исчезли сами собой.

Успехи учеников

За 63 года педагогического стажа (50 из которых – исследования и эксперименты) состоятельность своей системы Виктор Федорович доказывал не единожды. Из, казалось бы, безнадежных учеников (экспериментатору отдавали классы «Г» и «Д») вышли 64 кандидата наук, 12 докторов.

Признание системы

Шаталов Виктор Федорович – заслуженный учитель Украины, кавалер ордена «Николая Чудотворца» за преумножение добра на Земле, ордена Дружбы (Указ Президента РФ от 19.11.2007 г.), лауреат премии Сороса, Почетный президент итальянской Ассоциации «Данте Алигьери». Он – автор более 60 книг (в том числе «Куда и как исчезли тройки», 1979; «Педагогическая проза», 1980; «Точка опоры», 1987), которые переведены на 17 языков мира.

В период перестройки учителя-реформатора отметили многими титулами и наградами, после чего постарались забыть: осваивать школьную программу за 9 лет, в то время как на Западе переходят на 12-летнее обучение, было неловко перед тем же Западом. Последовал период управленческой травли и непризнания, с распадом СССР эксперимент был закрыт.

В последнее время о великом педагоге почти забыли. Сегодня при упоминании его имени многие спрашивают: «А что, он ещё жив?»… Виктор Федорович жив. Ему 89 лет, и только несколько лет назад перестал преподавать. При этом продолжает вести активную деятельность и делится опытом с педагогами из разных стран.

Фрагмент одного из последних интервью Виктора Федоровича телеканалу «Россия» смотрите здесь:

Единственная школа-студия Шаталова была открыта 14 лет назад и сейчас продолжает работу под руководством профессора Виноградова. Здесь преподают последователи Виктора Федоровича, которые за 7 дней осваивают с детьми годовой курс по математике, языкам, истории, обществоведению, химии, биологии, физике и др. Классы занимаются по 4 часа в день. Эффективность столь высока, что в скромную московскую школу съезжаются ученики с родителями из разных стран. В дни школьных каникул учителя школы Шаталова приезжают и в Минск. Пожалуйста, смотрите по ссылке перечень доступных для изучения программ.


Вам также может быть интересно:

Статья о Шаталове В.Ф. в Википедии